МБДОУ "Табалахский детский сад" село Улахан - Кюель

образовательная программа (4)

 1. Содержательный раздел основной образовательной программы

 

2.1. Цели и задачи  деятельности по реализации основной образовательной программы:

 – обеспечение социально-экономических потребностей населения с.Улахан-Кюель в сфере образования путем осуществления образовательного процесса, создание благоприятных условий для полноценного проживания детьми дошкольного детства, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников.

Задачи деятельности:

- всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- физическое, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей;

- формирование основ базовой культуры личности;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Годовые задачи:

1. Разработать образовательную программу МБДОУ в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.

3. Создать условия для реализации нравственно-трудового воспитания дошкольников через различные формы организации детского труда.

 

Основными средствами реализации предназначения МБДОУ являются:

- Устав МБДОУ “Табалахский детскийсад” образовательный процесс включает гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно – ориентированное развитие ребенка;

- организация воспитательно-образовательной работы предусматривает обеспечение интеграции различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей детей;

- обеспечение развития творческих способностей детей в рамках одновозрастных и разновозрастных групп, создает целесообразную развивающую среду;

- обеспечение сбалансированного режима дня и рациональную организацию всех видов детской деятельности;

- оказание дополнительных платных образовательных услуг за пределами основной образовательной деятельности;

- повышение педагогической культуры родителей при умелом сочетании разнообразных форм сотрудничества.

- лицензированная образовательная деятельность;

- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

- освоение воспитанниками основной общеобразовательной Программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой и комплекса парциальных программ, а также авторские программы, утвержденные Управляющим советом МБДОУ;

- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

-  предоставление воспитанникам возможности апробировать себя в различных видах деятельности: игровой, учебной, организаторской и трудовой;

- единство подходов к воспитанию детей в условиях МБДОУ и семьи;

- обеспечение благоприятного психологического климата в МБДОУ, развитие и совершенствование предметно-развивающей среды;

- соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

 

Специфика образовательной программы МБДОУ “Табалахский детский сад” определяется признанием самоценности дошкольного периода в жизни ребенка, развитие его личности с учетом личностно-ориентированного содержания образования, профессионализма и мастерства педагогов МБДОУ.

 

Направленность образовательных комплексных и парциальных программ:

- обеспечение интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного развития ребенка в период дошкольного детства;

- воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение;

- общее музыкальное развитие детей, формирование у них музыкальных способностей в различных видах музыкальной деятельности, приобщение к миру музыкальной культуры, высоким духовным ценностям;

- становление на ранних этапах гражданских основ личности, ее патриотической, нравственно – этической и эстетической направленности, воспитание любви и уважения к своему народу, его культурному богатству и разностороннему таланту, приобщение дошкольников к культурному наследию, народным традициям, самобытной природе родного края; толерантности к окружающим людям, невзирая на национальность;

- воспитание дошкольника физически здорового, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с чувством собственного достоинства;

- научить детей созданию художественного образа средствами живописи, графики и пластики, разбудить в каждом ребенке желание выразить себя в процессе художественного творчества;

- осуществление коррекционной работы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

- формирование готовности к обучению в школе.

 

2.2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми  образовательной программы

Для успешной реализации программы в ДОУ обеспечиваются следующие психолого-педагогические условия:

- уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

- использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям;

- построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

- поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия в разных видах деятельности;

- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических видах деятельности;

- возможность выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

- защита от всех форм физического и психического насилия;

- построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей в образовательный процесс.

Содержание программы предусматривает постепенный переход от развития элементарных представлений об объекте до установления связей и зависимых отношений между предметами и явлениями; формирует способы познания (сенсорный анализ, построение наглядных моделей и пр.). Программа обеспечивает развитие способности к самостоятельной интеллектуальной деятельности, поддерживает интерес к экспериментированию, способствует сохранению и поддержке индивидуальности ребенка, развитию его индивидуальных особенностей и творческого потенциала как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.

Педагогический процесс в группах дошкольного возраста осуществляется по следующим образовательным областям:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

 Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения решает также задачи развития ребёнка раннего  и дошкольного возраста в соответствии с образовательными областями.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

 Задачи:

1. усвоение норм ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

2. развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

3. становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

4. развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

5. формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

6. формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;

7. формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

8. формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений.

Развитие коммуникативной сферы дошкольников реализуется на основе использования программы социально-эмоционального развития дошкольников  «Я-ты-мы» (сост. О.Л.Князева), методического пособия «Социально-нравственное воспитание дошкольников» (Буре Р.С.), «Формирование основ безопасности у дошкольников» (К.А.Белая).

Развитие экологической культуры дошкольников реализуется через парциальную программу С.Н.Николаевой «Юный эколог». Структура образовательного материала основывается на чувственном восприятии детьми природы, эмоциональном взаимодействии с ней, элементарных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ.

Особое место отводится сказкам, мифам, легендам как наиболее доступному для детей материалу.

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

 Задачи:

1. развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

2. формирование познавательных действий, становление сознания;

3. развитие воображения и творческой активности;

4. формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

5. формирование первичных представлений о малой родине и Отчизне, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Программа и методическое пособие И.А.Помораевой, В.А.Позиной “Формирование элементарных математических представлений” используется для развития математических представлений и построено с позиций комплексного развития личности ребенка, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Работа по данной программе обеспечивает:

- высокую результативность, сокращение времени на подготовку к занятиям;

- использование полностью и частично, в зависимости от конкретных условий, что составляет альтернативу регламентированной системе обучения;

- совокупность методов наглядного обучения и практических заданий;

- условия для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей и педагога;

- быстрое выявление трудностей у ребенка (по индивидуальному заданию);

- личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребенка и взрослого;

- сочетание инновационных подходов и традиций;

- формирование у ребенка личностных качеств, необходимых для обучения в школе (самоконтроля, самооценки, инициативности, самостоятельности и др.).

Задачи и направления математического развития детей в разных возрастных группах разработаны с учетом достижений в области педагогики и психологии, с сохранением традиций дошкольного воспитания. 

Образовательная область «Речевое развитие»

 Задачи:

1. овладение речью как средством общения и культуры;

2. обогащение активного словаря;

3. развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, а также речевого творчества;

4. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

5. знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

6. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Речевое развитие дошкольников обеспечивается путем реализации парциальной программы В.В.Гербовой «Развитие речи», В.П.Каратаева «Оону чуолкайдык саарарга уонна грамотаа рэтии» и Л.К.Избековой «Азбука», отличающиеся комплексностью, ориентированной на речевое развитие по всем направлениям: грамматического строя языка, его звуковой культуры и словарного запаса, связной речи, ее выразительности, диалогичности. Занятия вызывают у детей интерес к языку и способствуют приобретению творческого характера речи, тенденции к ее саморазвитию

Обучение русскому языку ведется по методическому пособию Егоровой С.П. «Обучение русскому языку».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Задачи:

1. развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

2. становление эстетического отношения к окружающему миру;

3. формирование элементарных представлений о видах искусства;

4. восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

5. реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Развитие детей в музыкальной деятельности реализуется через парциальную программу М.Б.Зацепина «Культурно-досуговая деятельность в детском саду», направленную на развитие художественных и музыкальных способностей. Она включает все основные виды музыкальной деятельности, доступные детям дошкольного возраста: слушание музыки, музыкально-ритмические движения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, музыкальные игры-драматизации.

Развитие ребенка в изобразительной деятельности осуществляется средствами парциальных программ Т.С.Комаровой «Развитие художественных способностей дошкольников», методического пособия Н.В.Захаровой «Декоративное рисование в детском саду», позволяющей педагогам развивать изобразительное творчество детей, формировать знания, навыки и умения, необходимые для образного воплощения предметов и явлений действительности.

Развитие дошкольников в конструктивной деятельности обеспечивается реализацией парциальной программы Л.В.Куцакова «Конструирование из строительного материала», ориентированного на развитие мышления детей.

 

Образовательная область «Физическое развитие»

Задачи:

1. приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

2. приобретение опыта в видах деятельности детей, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);

3. формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

4. овладение подвижными играми с правилами;

5. становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

6. становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) 

Используется методическое пособие для воспитателей Э.Я.Степаненковой «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка», «Физическое воспитание в детском саду», представляющее собой игровую технологию развития основных видов движений, позитивно влияющее на становление интереса к активному движению, обеспечивающее дополнительные условия для положительного самоощущения детей раннего возраста.

Парциальная программа «Физическая культура в детском саду» Л.И.Пензулаевой направлена на эффективное управление процессом двигательной активности, развитие умений и способностей ребенка, улучшение его функционального физического состояния во все периоды дошкольного детства.

Содержание программ, реализуемых в ДОУ, обеспечивает достаточно высокий уровень базового дошкольного образования. Наряду с базовым дошкольным образованием специалисты осуществляют дополнительное образование по интересам детей с учетом возможностей ДОУ и желаний родителей.

20 апреля 2018 в 10:55

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.